Живете здесь, а такого элементарного наверняка не знаете?
Раньше
на Руси было распространено альтернативное название созвездия Большой
медведицы — Конь на приколе (имеется ввиду пасущийся конь, привязанный
верёвкой к колышку). А Полярную звезду, соответственно, называли
Прикол-звездой.
Старинное
выражение «залить за кадык» означало «напиться», «выпить спиртного».
Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который сегодня
употребляется для обозначения очень близкого друга.
В
Древней Руси пожар от молнии считали божественным огнём и тушили не водой,
а молоком.
В
Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане
нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или
ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали
её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех,
кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение
«дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
В
«Слове о полку Игореве» можно встретить строки: «Боян вещий, если кому-то
хотел сложить песнь, растекался мысию по древу, серым волком по земле,
сизым орлом под облаками». В переводе с древнерусского «мысь» — это белка.
А из-за неправильного перевода в некоторых изданиях «Слова» появилось
шутливое выражение «растекаться мыслью по древу», что означает вдаваться в
ненужные подробности, отвлекаться от основной мысли.
У
репы очень мелкие семена: в одном килограмме их больше миллиона. Поэтому в
древности при посеве репы семена не разбрасывали руками, а выплёвывали.
Хорошие плевальщики очень ценились, так как эта работа была не из простых.
После
взятия Казани Иван Грозный, желая привязать к себе местную аристократию,
награждал добровольно являвшихся к нему высокопоставленных татар. Многие
из них, чтобы получить богатые подарки, притворялись сильно пострадавшими
от войны. Отсюда появилось выражение «сирота казанская».
В
средневековой Европе в преддверие зимы начинались массовый убой скота и
заготовка мяса. Если мясо просто солить, оно теряет свой изначальный вкус.
Сохранить его почти в первозданном виде помогают пряности, которые
привозили в основном из Азии. Но так как турки монополизировали почти всю
торговлю пряностями, их цена была запредельной. Этот фактор был одним из
мотивов бурного развития мореплавания и начала эпохи великих
географических открытий. А на Руси из-за суровых зим острой необходимости
в пряностях не было.
Крестьяне
до введения крепостного права на Руси могли переходить от одного барина к
другому. Они нанимались на работу весной, «на Егория», а расчёт получали
осенью, в «Кузьминки». Во время сделок стороны нередко пускались на всякие
ухищрения, а порой и на обман. Отсюда появились слова «объегорить» и
«подкузьмить».
Привычные
нам свадебные гуляния в древней Руси были только второй частью ритуала —
«красным столом». В первой же части, которая называлась «чёрный стол»,
невеста ехала в церковь в траурном одеянии. Так совершались ритуальные
похороны невесты, потому как свадьба была для неё обрядом инициации во
взрослую жизнь, который можно было пройти только через мир мёртвых.
В
русском своде законов 14 века «Правосудье митрополичье» встречается
описание стоимости домашних животных: «За голубя платить 9 кун, за утку 30
кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3
гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову
40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна». Учитывая, что
гривна равнялась 50 кунам, получается, что кошки и собаки ценились как
один вол, 3 лошади или стадо баранов.
Для
подготовки к завоеванию Казанского ханства Иван Грозный провёл уникальную
военную операцию, перенеся деревянный кремль. Крепость разобрали в городе
Мышкине рядом с Угличем, пометили каждое бревно, сплавили по Волге и
выловили около устья реки Свияги, где заняли позиции русские войска. За 24
дня 75 тысяч человек собрали из тех брёвен крепость, сравнимую с
московским Кремлём. Она получила название Свияжск и стала плацдармом для
взятия Казани.
Французский
поцелуй (с языком) на Руси назывался татарским поцелуем. Он сильно
осуждался церковью и приравнивался к поцелую в половой орган.
Халявой
раньше называлось голенище сапога. Нижняя часть сапога — головка —
изнашивалась куда быстрей, чем голенище халява. Предприимчивые «холодные
сапожники» пришивали к голенищу новую головку. Такие сапоги — пришитые «на
халяву» — были намного дешевле новых.
Словом
«неделя» раньше обозначалось воскресенье — нерабочий день, когда «не
делают», а потом стала называться семидневка. Во многих славянских языках
такое название сохранилось до сих пор
Самого
опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это
перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.
Раньше
пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В
пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать
полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих
обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».
Выражение
«после дождичка в четверг» возникло из-за недоверия к Перуну, славянскому
богу грома и молнии, днём которого был четверг. Мольбы к нему часто не
достигали цели, поэтому о несбыточном стали говорить, что это случится
после дождичка в четверг.
Во
время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая
дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на
несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения
других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение «Москва слезам не
верит».
В
старину считали, что душа человека помещается в углублении между
ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить
деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего
нет».
В
старину отколотые от полена чурки — заготовки для деревянной посуды —
называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий
и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для
обозначения безделья.
В
старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью
специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым,
выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня
для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не
мытьём, так катаньем».
В
старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы
очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей.
Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».
В
древней Руси в сосуд с молоком запускали лягушку, чтобы оно не скисало.
В
13 веке денежной и весовой единицей на Руси была гривна, делившаяся на 4
части («рубля»). Особенно увесистый остаток слитка называли «длинным
рублём». С этими словами связано выражение про большой и лёгкий заработок
— «гнаться за длинным рублём».